Кубанские ихтиандры

фотограф-документалист, фрилансер. Сотрудничает с ведущими российскими и международными информагентствами и печатными изданиями, в числе которых GEO, Washington Post, Spiegel, Boston

Водолазам Каскада Кубанских ГЭС приходится работать на ощупь

«Наши водомуты» — так называют своих водолазов коллеги. Прозвище хоть и не совсем благозвучное, но оно точно отражает условия их труда. Ведь вода в Большом Ставропольском и Невинномысском каналах настолько мутная, что ребятам приходится работать практически вслепую.

Заметим, что ни в одном из северокавказских филиалов РусГидро, кроме Каскада Кубанских ГЭС, нет водолазов. Комплекс гидротехнических сооружений этого филиала уникален по своей конструкции — часть оборудования станций находится под водой. Поэтому водолазная служба здесь – насущная необходимость. Водолазная группа существует столько же, сколько и сам Каскад Кубанских ГЭС — с 1967 года.

Задача водолазной группы на сегодня такова: на ГЭС-2, где предстоит выполнить ремонт четвёртого гидроагрегата, необходимо очистить пазы и пороги ремонтного затвора для плотной посадки в пазы. Водолазная станция располагается в поселке Ударном, что на территории Карачаево-Черкесии. Перед спуском необходимо заполнить баллоны сжатым воздухом, погрузить все оборудование в машину. В группе четыре человека. Александр Падалка водолаз первого класса, стаж 20 лет, он старшина водолазной станции. Шесть лет работает в группе водолаз второго класса Василий Беленьков. Водолазы третьего класса Артём Матвиенко и Максим Попов– в команде около двух лет, но уже освоили премудрости подводного дела.

Работа эта совсем не легкая и далеко не романтичная, как почему-то считают некоторые люди. Регулярные осмотры подводной части сооружений гидростанций, очистка от мусора – таковы их будни. Приходится ребятам долгими часами, находясь в ледяной воде, доставать разнообразный хлам и прочищать дорогу воде к турбинам. Далеко не каждому по плечу такая работа. Но особенно горячая пора у водолазов наступает, когда начинают таять горные ледники. Их воды несут с собой много крупного мусора и топляка, которые при попадании в сороудерживающие решетки создают серьезную угрозу работе оборудования станций. Вот и колесят «водомуты» по каскаду от одной станции к другой. А протяженность объектов Каскада Кубанских ГЭС – 235 км.

Сегодня работать под водой предстоит Артёму Матвиенко Надеть водолазный костюм — нелегкое дело, без трех помощников не справиться с такой задачей. Сначала — костюм, который защитит от холода, поверх него — резиновый костюм. Все обмундирование весит около 40 кг. Вся процедура одевания заняла 40 минут.
Костюмы у водолазов Каскада Кубанских ГЭС нового образца, они здесь «на вооружении» с лета 2008 года. Вот раньше были костюмы еще советского производства, «трехболтовое вентилируемое снаряжение», и весили они около 90 кг, громоздкие, зато и надежные: даже если бы прекратилось поступление кислорода, воздуха этой «квартиры» хватило бы на то, чтобы выйти из воды Кстати, выйти из воды в водолазном костюме, по единодушному мнению, — самое тяжелое в работе.

Действия группы расписаны как по нотам. Обеспечивающий водолаз координирует всю работу, по рации направляет товарища под водой, следит за воздухом. Страхующий водолаз держит шланг-сигнал, регулирует длину и послабление шланговой связки, которая состоит из трех трубок: красная поддерживает связь (рация), желтая – подает воздух, черная — глубинометр. А под водой Артём после полной остановки станции очищает пазы и пороги ремонтных затворов при практически нулевой видимости.

Водолазы не курят и не пьют! Без крепкого здоровья таких нагрузок просто не выдержать. Это настоящая мужская работа, тяжелая и ответственная. Они немногословны, все должны понимать друг друга с полуслова, а часто и без слов, благо работа под водой этому способствует.

vdlz_1 vdlz_2 vdlz_3 vdlz_4 vdlz_5 vdlz_6 vdlz_7 vdlz_8 vdlz_9 vdlz_10 vdlz_13 vdlz_14 vdlz_15 vdlz_16 vdlz_17 vdlz_18 vdlz_19 vdlz_20 vdlz_21 vdlz_22 vdlz_23 vdlz_24 vdlz_25 vdlz_30 vdlz_26 vdlz_27 vdlz_28 vdlz_29