Журавль по небу летит

Фотограф-документалист, руководитель благотворительного проекта "Нужна Помощь.ру"

Детство — самое счастливое время для каждого ребенка. Как приятно разбудить родителей летним воскресным утром, встав во весь рост — обнять маму за ногу, кружиться на руках у отца, изображая самолётик, читать сказку с бабушкой и засыпать безмятежным, чистым, детским сном, укутавшись в мягкое одеяло,.

У 83% детей жизнь начинается в уютном доме, с родителями, бабушками и дедушками, веселыми играми, заботой и любовью. Но в России существуют 655 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, а больше 119 тысяч детей живут в казённых госучреждениях — детских домах, интернатах.

У большинства из этих детей есть живые родители или родственники. И не все они алкоголики и наркоманы, некоторые вполне нормально живут, воспитывают других детей от других браков, работают, отдыхают, радуются жизни. А своих ненужных или несвоевременно родившихся детёнышей они сдают в детские дома, как ненужный хлам.

Но детский дом, это совсем не лагерь вроде «Артека», как кажется многим — за ребенка тут всё уже решено, здесь 100% контроля и 0% свободы. Ребенок всегда находится в группе с другими детьми, ест по расписанию, спит по расписанию, даже на его одежде есть бирка с инвентарным номером и названием учреждения, к которому он приписан.

Основной проблемой для воспитанников детских домов становится депривация – отсутствие привязанности к матери в ранние годы жизни. Это шоковое состояние маленькому, ничего не понимающему существу приходится переживать в самом начале жизни и в казарменных условиях. Ребенок самостоятельно компенсирует ту ласку и любовь, которую должна дать ему мать — сам себя укачивает, убаюкивает, обнимает. Выглядит это страшно — комната из нескольких двухлетних детей, сомнамбулически самостоятельно качающихся на кроватях, изображающий убаюкивание родителями. В результате возникает целый комплекс проблем, от недоверия к людям и до привычки к тотальному и пошаговому контролю, и решать эти проблемы в последующей жизни ребенку будет все сложнее и сложнее.

Адаптированными к самостоятельной жизни оказываются 25–30% выпускников детдомов. Остальные спиваются, садятся на иглу, попадают в тюрьмы или, отдав полагающееся им по закону от государства жилье бандитам и обманщикам, становятся бродягами.

В Амурской области, в полутора сотнях километров от ее административного центра — Благовещенска, есть маленький, забытый богом и миром посёлок — Новорайчихинск. Улицы поселка встречают заезжего московского гостя зияющими дырами в стенах и крышах огромных кирпичных домов, некогда населенных рабочими местных угольных карьеров. На центральной площади Новорайчихинска стоит скелет огромного здания поселкового клуба с шестью высоченными колоннами и портиком, на котором возвышаются серп и молот — символы былого величия. Крыша и стены уже давно разрушены и поросли мелким кустарником. Особенно издевательски выглядит статуя Ильича, указывающего нам путь в счастливое будущее, поставленная на том месте, где некогда был центр поселка.

Из школы по улицам с развалинами бодро семенят юнцы с ранцами за спиной, похожими на спасательный парашют, зачастую больше их самих размером. Это — воспитанники второго детского учреждения, расположенного в поселке Новорайчихинск — детского дома номер 16.

День в детском доме идет по расписанию: утром дети учатся в школе, вернувшись домой, делают уроки, потом обучаются каким-то житейским предметам — например, профессии парикмахера или швеи. По статистике лишь 4% выпускников детских домов поступают в высшие учебные заведения, большинству это не по силам, да и самоуверенности не хватает.

Вечером воспитанники разбредаются по своим комнатам, где, кровать-к-кровати, спят по пять-шесть человек. И так каждый день. Камеры наблюдения, решетки, замки, нянечки, воспитатели, расписание, бахилы, казенные игрушки, казенные книжки и звезды из бумаги, наклеенные на потолок, стена ограды вокруг территории детского дома и стены развалившихся зданий за этой стеной, и бесконечная даль, и безнадега.

Именно поэтому совершенно бесполезно задаривать детей из детских домов подарками, и так важно, чтобы дети хоть иногда, хоть немного соприкасались с социумом. Занимались простыми и интересными, развивающими и развлекающими занятиями, не входящими в пресловутое расписание и дарящими ощущение нормальной и естественной жизни, то самое ощущение, наличие которого даже не замечает человек, выросший в окружении родных и близких.

И, к счастью, компания РусГидро, представленная в регионе сразу несколькими крупными объектами, и Хинганский государственный природный заповедник организовали совместную программу социализации детей с непростой судьбой — «Мой журавлик». Уже четвертый год воспитанники Новорайчихинского детского дома приезжают в уникальный заповедник и помогают его сотрудникам выращивать птенцов журавлей на станции реинтродукции редких видов птиц: они ловят рыбу и улиток, готовят корм для птенцов, моют кормушки, косят траву вокруг вольеров, чтобы не допустить пожара. А когда приходит время поднимать птенцов на крыло, дети принимают участие в увлекательном действии — человек просто бежит, раскинув руки, а подросшие птенцы тянутся за ним, хлопая крыльями, и в какой-то момент, почувствовав опору, взлетают. Летний стационар станции реинтродукции расположен на берегу озера Клёшинского, где детей встречают как родных. Недостаток общения с людьми не из привычного уклада жизни у детдомовцев высок, и с каждым сотрудником заповедника сироты при встрече искренне обнимаются, как с самым близким человеком. Они ведь и на самом деле стали очень близки друг другу за те годы, что работает проект.

Помощь научным сотрудникам, журавлям и заповеднику в реальности оборачивается помощью самим детям — они социализируются, обретают новых друзей, знания, интересы и устремления в жизни. Результатом долгосрочной реализации проекта стали не просто знания, а реальная и крепкая связь с людьми за пределами детского дома — настоящая дружба, о которой большинство детдомовцев могут только мечтать.

Некоторые из детей, принимающих участие в работе с заповедником, задумываются о продолжении обучения и о научной карьере, а другие, увидев, какой может быть жизнь вне интерната, мечтают о том, как поедут покорять Москву. Выходит, что журавль в небе объединяет старания многих людей в попытке подарить одиноким сердцам будущее, а значит, счастье.

NVRCH__-1 NVRCH__-2 NVRCH__-3 NVRCH__-4 NVRCH__-5 NVRCH__-6 NVRCH__-7 NVRCH__-8 NVRCH__-9 NVRCH__-10 NVRCH__-11 NVRCH__-12 NVRCH__-13 NVRCH__-14 NVRCH__-15 NVRCH__-16 NVRCH__-17 NVRCH__-18 NVRCH__-19 NVRCH__-20 NVRCH__-21 NVRCH__-22 NVRCH__-23 NVRCH__-25 NVRCH__-26 NVRCH__-27 NVRCH__-28 NVRCH__-29 NVRCH__-30 NVRCH__-31 NVRCH__-32 NVRCH__-33