Трудная дорога к экологически чистой электростанции
Камчатка славится не только своими вулканами и гейзерами, но и богатейшими запасами геотермальных ресурсов – горячего пара и воды. Это возобновляемый и экологически чистый источник энергии, который активно используется на полуострове для выработки электроэнергии. Здесь, у подножия Мутновского вулкана, успешно функционируют две геотермальные электростанции: Верхне-Мутновская и Мутновская ГеоЭС-1, построенные с учетом самых экстремальных северных условий эксплуатации в мире. Они обеспечивают около 30% энергопотребления Камчатки, позволяя значительно снизить объемы завоза дорогостоящего мазута.
Обслуживание Мутновских ГеоЭС ведется вахтовым методом: смены на станции меняются через 15 дней. Организация доставки персонала — дело непростое, порой напоминает сложную военную операцию, в которой задействована не только своя техника, но и подрядчиков. Перевозка людей до Мутновских станций и обратно осуществляется колоннами, состоящими из двух- трех машин, укомплектованных средствами навигации, радиосвязи, аптечкой, продуктами питания и, конечно, поисково- спасательным оборудованием. Дорога, ведущая к геотермальному месторождению, проходит вдоль лавиноопасных участков. В целях обеспечения безопасных перевозок людей в зимний период энергетики совместно с военными проводят обстрел склонов сопок и вулканов. Благодаря этому удается заблаговременно предупредить сход крупных лавин, которые могут угрожать безопасности линии электропередач и движению автотранспорта.
Дорога в районе Мутновки не предсказуема: горные перевалы, резкие повороты, крутые обрывы, грязевые потоки и размывы. Порой в июне приходится продвигаться в туннеле, пробитом сквозь 4 метровую толщу снега. А зимой до станции можно проехать только на специальной гусеничной технике: тягачах ТМ, МТЛБ и ратраке. Управляя тяжелой техникой, особенно в экстремальных условиях, необходимо иметь не только огромный профессиональный опыт вождения, но и хорошо ориентироваться в горной местности, чтобы не угодить в снежную ловушку или обрыв. Климат в районе станции крайне суров, особенно зимой: высота снежного покрова до 15 метров, штормовые ветры 40-50 м/c, продолжительные снежные бури, туманы. Во время смены вахты нестандартные ситуации — не редкость. Иногда пурга застает людей в дороге, и тогда путь может занять 10-12 часов, а порой и более суток. Но, как только снегопады прекращаются и выглядывает солнышко, перед вами открываются потрясающий вид горного ландшафта. Смотришь на все это с высоты тысячи метров, и дух захватывает от красоты и величия первозданного мира.