Энергия в камне

Елена Чернышова – фотограф документалист. Родилась в Москве в 1981 году. Окончила МАрхИ, кафедру промышленной архитектуры. Участвовала в велосипедной экспедиции

Полвека назад была традиция: при строительстве крупных объектов 4% бюджета закладывали на создание произведений монументального искусства, органично продолжающих архитектурный ансамбль. Художники воплощали в росписи, мозаике, горельефе партийные идеи — масштабное строительство, освоение космоса, развитие энергетики. Герои композиций – простые рабочие, инженеры. Сменились эпоха, власти, а значимость труда этих людей все так же высока. Интересна и познавательна история создания знаменитых панно Волжской и Жигулёвской ГЭС.

— Мы были совсем ещё молодыми художниками, когда нас пригласили посоревноваться в создании эскизов, — вспоминает Михаил Яковлевич Пышта работу над панно «Энергия миру, труду, прогрессу», которое установлено на эстакаде Волжской ГЭС. — Мы робели перед привлеченными к участию в конкурсе московскими монументалистами. Комиссия одобрила эскиз моего друга и однокурсника Боско, но архитектор его идею не поддержал. Тогда было решено создать эскиз, используя мои предложения и композиционные группы моих однокурсников — Боско и Бароха.

Размер панно – 14 на 45 метров. Толщина – 40 см. Чтобы конструкция держалась, бетон заливался на арматурную сетку, а отделочные работы велись по рабице. Когда до сдачи оставалось всего три дня, начали убирать леса. И кто-то из авторов заметил, что мозаика одного участка панно набрана некрасиво, группу необходимо переделывать. Её дружно начали сбивать. Директор строительства ГЭС Александров в панике пригрозил подкатить пушку с раствором и залить всю работу бетоном, а о гонораре забыть, если в срок панно не будет готово. Комиссия должна прибыть во главе с Хрущёвым – огромная ответственность. Трое суток художники трудились практически без перерыва на отдых. На лесах были сооружены спальные места, здесь же обедали. «Благо осетрина и икра были прям под рукой», — смеется Михаил Пышта.
В срок всё было готово. Хрущёв высоко оценил работу монументалистов, сказав, что такого произведения он ещё не видел. Художников щедро вознаградили, помимо гонорара они получили в подарок автомобили.

В 1969 году Михаил Пышта посвятил свой творческий путь Волгограду, став его главным архитектором. Произведения Пышты украшают Центральный рынок, офтальмологическую клинику, аэропорт, фасады домов.

На Жигулёвской ГЭС, второй по мощности в Волжско-Камском каскаде, место для панно выбрали в самом сердце станции — в машинном зале. Произведение называется «Энергия», его идея в том, что строительство крупных энергетических комплексов приравнивается к покорению космоса, а главные люди в работе ГЭС – дежурные инженеры станции (ДИСы).

На момент поступления заказа на создание этого панно, в 1975 году, выпускник Строгановского училища Вячеслав Дмитриевич Герасимов был уже автором нескольких монументальных произведений, украшающих многоэтажки в Ульяновске, Волжский автозавод, завод «Синтезкаучук» в Тольятти, «Бризол» в Новокуйбышеве.

Мощные вибрации от непрерывно работающих двадцати агрегатов не смутили художника и архитектора ГЭС. «Стенка была подходящая, гладкая, ровная, напротив центрального входа – то, что надо! — вспоминает Герасимов. — На лепку у нас ушло 13 тонн глины, а панно в завершенном варианте весит более 30 тонн».

Монтаж бетонных фрагментов производился машинными кранами. Размер панно – 9,5 на 13,5 метра. Затем наступил самый кропотливый, завершающий этап работы – оформление горельефа мозаикой. В качестве материала были выбраны кусочки гранита и мрамора. Материал собран из 40 рудников со всей страны. Мозаика кололась машиной для колки собственного изобретения и вручную молотками, а затем раскладывалась по оттенкам — всего их в панно 88. Особенность горельефа в его двойном объеме, созданном как самим рельефом, так и сочетаниями оттенков мозаики. Выкладкой занимались всего два человека – Вячеслав Герасимов и его помощник. Качество этой работы до сих пор поражает сотрудников ГЭС: панно и после 40 лет выглядит как новое.