Да будет свет!

Vlozhski_Kaskad_63

Елена Чернышова – фотограф документалист. Родилась в Москве в 1981 году. Окончила МАрхИ, кафедру промышленной архитектуры. Участвовала в велосипедной экспедиции

Послевоенное время — период расцвета советской гидроэнергетики. Страну нужно было восстанавливать, и на реках строились гидростанции — источники энергии для новой, мирной жизни. Стройки эти были всесоюзными, на них приезжали целыми комсомольскими бригадами. В необжитых местах возводили бараки, мёрзли в землянках, работали без оглядки на лютые холода, но уже видели, как горят огни новых городов, где будут
жить люди, которые не узнают, что такое война. Почти все гидростанции на Волге — памятники созидательному труду, несущие людям свет. Их неповторимая архитектура запечатлела настроения того времени. Это символы эпохи, своеобразный культурный код, воплощённый в особенном убранстве зданий и ландшафте гидроузлов.

Архитектурные комплексы Угличского и Рыбинского гидроузлов являются объектами культурного наследия, решение об их строительстве было принято в 1935 году, а руководил им зампредседателя ГУЛАГа Рапопорт. Это уникальный промышленный ансамбль, построенный в сталинском стиле с характерной для того времени монументальностью и помпезностью. Что неудивительно: до войны эстетическому облику — даже промобъектов — уделялось большое внимание. Над проектом трудился творческий коллектив талантливых архитекторов, впоследствии работавших над созданием Волго-Балтийского и Волго-Донского судоходных каналов.

Жигулевская ГЭС, как и остальные объекты Куйбышевского гидроузла, создавалась в период коренного пересмотра взглядов на архитектуру и ликвидации излишеств в промышленном и гражданском строительстве (1950-1957 гг.). Этот опыт был широко использован в дальнейшем на Волжской ГЭС, Братской ГЭС на реке Ангара и других гидроэлектростанциях. В окончательном варианте все сооружения запроектированы в минимальных технологических габаритах. На Жигулевской ГЭС впервые в практике гидротехнического строительства получили широкое распространение конструкции из сборного железобетона и крупноразмерные стеновые панели, позволившие вести строительство индустриальным методом.

Фасад здания Жигулевской ГЭС — спокойный, лаконичный и вместе с тем монументальный, без выделения мелких элементов. Ритм вертикальных пилонов, между которыми с заглублением размещены большие оконные проемы, создает запоминающийся архитектурный ансамбль. А визитной карточкой станции стали 40-метровые металлические опоры ЛЭП, установленные на крыше здания. Основой же архитектурно-строительного решения явилось применение таких конструкций, которые требуют минимальных отделочных работ.

Фирменный стиль Чебоксарской ГЭС — 70-метровые опоры воздушных переходов ГЭС — ОРУ. Их оригинальная красно-белая окраска выигрышно смотрится во все времена года и при любой погоде. Это достопримечательность, на фоне которой фотографируются жители и гости Новочебоксарска и Чувашии. Над машинным залом Чебоксарской ГЭС — мост, по нему проходит федеральная трасса, соединяющая Центр России с Уралом. Длина моста 1319 м, интенсивность движения – 30 тысяч автомобилей в сутки.

История строительства Чебоксарской ГЭС запечатлена в монументе, что стоит на станции. Это символический тетраэдр с накрывающей его волной. Русло Волги было перекрыто в ноябре 1980 года за шесть суток. Около сотни машин сбрасывали с обоих берегов связки бетонных кубов и тетраэдров, тысячи тонн песка и гравия. Зрелище было уникальным: впервые крупная река перекрывалась подобным методом.
Нижегородская ГЭС – гимн промышленной эстетике. Она встречает гостей мини-парком в классическом стиле, стриженые кусты симметрично делят его на четыре секции. Центр композиции – фонтан. На эскизах к проекту скульптурную группу фонтана составляли олень с олененком, но такая идея не совсем соответствовала тематике, поэтому лесных обитателей заменили на птиц. А вот освещение межстанционного узла осталось оригинальным – круглые плафоны на столбах с чугунным растительным узором. В городе такие давно заменили стандартными из бетона, а на гидростанции отреставрировали и сохранили.

Машинный зал Нижегородской ГЭС тоже соблюдает классические каноны геометрической планировки и симметрии. Монументальность и основательность создают колонны и низкий секционный потолок, но это уравновешивают арочные полукруглые окна и, как ни странно, сами гидроагрегаты, которые смотрятся в таком интерьере как красавицы в бальных платьях. Все, кто впервые попадает в машзал станции, озадачиваются: ну где же они видели похожие светильники?! Лишь немногие вспоминают: «Точно, в метро!». Наверное, это легенда, но уж слишком многие из ветеранов станции с готовностью ее рассказывают: светильники и фурнитура крышек машинного зала, и вправду, предназначались для одной из станций Московского метрополитена. Только кому-то они показались недостаточно шикарными, и их отправили на строящуюся ГЭС.

А в северной части Волгограда великая русская река разрезана несколькими блестящими лентами — полотнами шоссейной и железной дорог, шлюзами, водосливной и земляной плотинами. Очень красочно выглядит это всё ночью, особенно с самолета: словно гигантский световой серпантин пересекает своими яркими огнями темную полосу реки. По ее правому берегу расходятся ажурные линии электропередач. Это Волжская ГЭС. Крупнейшая в Европе гидроэлектростанция — выдающееся энергетическое сооружение, великолепный образец инженерно-строительного и архитектурного творчества.

Архитектурно-художественное решение Волгоградского (Сталинградского) гидроузла по проекту 1951 года воплощало идею могущества и героизма советского народа, руководимого великим Сталиным. Главный композиционный элемент комплекса — монумент товарища Сталина. Эту огромную скульптуру должно быть видно отовсюду. Корабли, выходившие в Волгоградское море из Волжского, должен был провожать в путь величественный монумент вождя. Но проект воплотить в жизнь в этом виде не удалось ввиду объявленной в 1955 году кампании преодоления излишеств в архитектуре. А спустя год на съезде КПСС был осужден и культ личности Сталина. Поэтому ни о каких гигантских монументах вождя не могло быть и речи. Новые тенденции в архитектуре сводились к тому, чтобы максимально упрощать и удешевлять строительство. На Волжской ГЭС в результате построили монументальное панно, которое очень высоко оценил Никита Хрущёв. Оно стало символом поступательного движения вперёд советского общества и многотысячными тиражами выпускалось в виде плакатов.
Наверняка те, кто подолгу работает на гидростанциях, уже и не замечают всей красоты, что их окружает, — привыкли. Но она есть и добавляет что-то особенное в каждый рабочий день, передавая энергетику ушедшего времени.

Vlozhski_Kaskad_1

Vlozhski_Kaskad_3

Vlozhski_Kaskad_6

Vlozhski_Kaskad_7_2

Vlozhski_Kaskad_11

Vlozhski_Kaskad_12

Vlozhski_Kaskad_14

Vlozhski_Kaskad_15

Vlozhski_Kaskad_19

Vlozhski_Kaskad_21

Vlozhski_Kaskad_22

Vlozhski_Kaskad_24

Vlozhski_Kaskad_29

Vlozhski_Kaskad_30

Vlozhski_Kaskad_31

Vlozhski_Kaskad_34

Vlozhski_Kaskad_35

Vlozhski_Kaskad_36

Vlozhski_Kaskad_37

Vlozhski_Kaskad_38

Vlozhski_Kaskad_39

Vlozhski_Kaskad_40

Vlozhski_Kaskad_41

Vlozhski_Kaskad_42

Vlozhski_Kaskad_43

Vlozhski_Kaskad_44

Vlozhski_Kaskad_47

Vlozhski_Kaskad_48

Vlozhski_Kaskad_49

Vlozhski_Kaskad_50

Vlozhski_Kaskad_51

Vlozhski_Kaskad_56

Vlozhski_Kaskad_57

Vlozhski_Kaskad_58

Vlozhski_Kaskad_59

Vlozhski_Kaskad_60

Vlozhski_Kaskad_62

Vlozhski_Kaskad_63

Vlozhski_Kaskad_66

Vlozhski_Kaskad_67

Vlozhski_Kaskad_68

Vlozhski_Kaskad_70

Vlozhski_Kaskad_75

Vlozhski_Kaskad_78

Vlozhski_Kaskad_80

Vlozhski_Kaskad_81

Vlozhski_Kaskad_83

Vlozhski_Kaskad_88

Vlozhski_Kaskad_89

Vlozhski_Kaskad_96

Vlozhski_Kaskad_98