А по Волге вниз теплоход…

Елена Чернышова – фотограф документалист. Родилась в Москве в 1981 году. Окончила МАрхИ, кафедру промышленной архитектуры. Участвовала в велосипедной экспедиции

Полвека понадобилось, чтобы построить на Волге, важнейшей водной артерии России, восемь гидростанций. Этот каскад считается крупнейшим в Европе комплексом гидротехнических сооружений: он включает в себя не только плотины, здания ГЭС и водохранилища, но и шлюзы, без которых судоходство по Волге было бы невозможным.

Система шлюзов есть далеко не на каждой ГЭС, а только там, где это экономически оправданно и необходимо. Поскольку Волга испокон веков была важнейшим торговым путём, длинный водный коридор здесь надлежало сохранить. Советские проектировщики решали эту задачу, закладывая в чертежах подпор между плотинами — чтобы уровня воды хватало от одной станции до другой. С появлением каскада Волжских ГЭС увеличилась минимальная глубина судового хода, теплоходы, особенно тяжелогружёные, перестали садиться на мель. Да и туристам хорошо: красивые пейзажи, спокойное течение, виды, которые открываются на старинные русские города. Любителей речных путешествий здесь, к слову, немало. Особенно к концу недели, когда в «круиз выходного дня» из Москвы и портов отправляются теплоходы с десятками отдыхающих на борту.

Первым пунктом в «круизе» по Волге, как правило, значится Углич. Отсюда до столицы — примерно 250 километров. Здесь находится одна из старейших гидростанций России — Угличская, запущенная в 1940 году. Она сыграла большую роль в снабжении Москвы электроэнергией в годы войны, а архитектурный комплекс гидроузла признан объектом культурного наследия. Сама станция — низконапорная, выполнена в величественном классическом стиле.

Как же выглядит первый шлюз каскада? Во-первых, он арочный — единственный на Волге. Во-вторых, здесь очень оживлённое движение — через этот железобетонный однокамерный шлюз проходят суда, идущие вверх или вниз по Волге. В-третьих, чего совсем не ждёшь от такой старенькой станции, здесь всё автоматизировано и работает как швейцарские часы. Когда судно заходит в камеру шлюза, оно швартуется за плавучий рым, после чего из реки начинает поступать вода — чтобы наполнить камеру Угличского шлюза, нужно 10 минут времени и 110 тысяч кубометров воды (для сравнения: это объём 75 спортивных бассейнов на шесть дорожек). Перепад воды между бьефами составляет 12 метров. Когда камера наполнена, ворота открываются, и судно продолжает свой путь по Волге.

На расстоянии 812 километров от Москвы находится Нижегородская ГЭС. У этого гидроузла интересная конструкция: он имеет две пары двухкамерных, двухниточных шлюзов, а сами камеры разделяет акватория протяжённостью около двух километров (аналогичное небольшое водохранилище есть и на Жигулёвской ГЭС), а на Волжской ГЭС между шлюзами даже расположена небольшая гидростанция. По верху Нижегородского гидроузла проходит дорога, которая соединяет левый и правый берега реки. 17-метровый перепад между верхним и нижним бьефами преодолевается так: на первой ступени суда опускаются из Горьковского водохранилища до уровня искусственной акватории, на второй ступени — до уровня Чебоксарского водохранилища. На каждом из шлюзов спуск и подъём составляют примерно восемь метров. Закрытие ворот после процесса шлюзования всегда контролируется. В створ ворот и части механизмов не должны попасть посторонние предметы. Вероятность этого ничтожно мала, но следить необходимо.

«Поднимаем короля!» — командует начальник вахты. На профессиональном сленге так называется плита, которая поднимается со дна и перекрывает вход в шлюз. Правда, почему она — «король», никто не объясняет. Иногда на плите после подъёма остаётся рыба. Сотрудники шлюза вспоминают, как однажды они спустили воду и обнаружили сома весом в 20 килограммов. На вопрос, куда его дели, загадочно улыбаются.