Черёмушкинский трамвай

Кирилл Овчинников родился и работает в Москве. Художник, дизайнер, журналист. Профессиональный фотограф с 2000 г. Снимает для большинства Российских журналов:

Каждое утро, в любую погоду поселок гидроэнергетиков оглашаются мерным стуком железнодорожных колес: местный трамвайчик заступает на свою бессменную службу, доставляя сотрудников Саяно-Шушенской ГЭС на станцию и развозя на работу и в школу не проснувшихся еще окончательно, а потому не желающих ходить пешком черемушкинцев.

Дата 18 мая 1991 года вошла в историю поселка гидроэнергетиков как день, когда здесь был впервые пущен трамвай – единственный во всей Хакасии, а потому еще более удивительный. Тем более для местных ребятишек, которые не только полюбят кататься на этом рогатом и совершенно бесплатном (уникальный для российских трамваев пример!) транспорте, но и подкладывать на рельсы монетки, чтоб потом любоваться расплющенными пятаками.

Черемушкинский трамвай доставили из Ленинграда, как значилось в реестре расходов, для выработки постоянного тока для каких-то внутренних технологических целей – иначе столь дорогостоящая покупка могла бы и не состояться. Однако сразу же уютно стучащий на рельсах рогатый транспорт стал использоваться по прямому назначению: перевозить работников ГЭС на станцию и обратно. Благо, железнодорожные пути сохранились еще со времен строительства станции: временную ветку от Абакана до этой всесоюзной стройки наполовину разобрали, оставив лишь небольшой фрагмент от Второй террасы поселка до ГЭС, а стрелочный перевод (или проще стрелку) реконструировали под трамвайные особенности и довели до ума.

И по сей день трамвайчик начинает свой рабочий день в 6.30 утра (в часы пик на линию выходят три из шести вагонов) и только в девять вечера неутомимый двухкабинный труженик возвращается домой – в депо. Кажется, он и ритм своей рельсовой музыки подбирает особый: бодро звучащий утром и убаюкивающий в конце рабочего дня.

А уж пунктуальности черемушкинского трамвая позавидуют все педанты мира. Транспорт точно следует расписанию, а за тем, чтобы все шло как по…рельсам, строго следят специалисты трамвайного участка транспортного цеха транспортной компании РусГидро. Эти люди отвечают за безопасность, следят за исправностью путей и самого трамвайчика, поддерживают чистоту и порядок в вагонах.

— Нынче нашему трамваю исполняется 23 года, — говорит мастер цеха Валерий Звягин, — но он находится в куда более достойном состоянии, чем, скажем, такие же «пожилые» городские трамваи. Условия труда у него благоприятные. Да и мы его бережем, вовремя ремонтируем, чистим, красим…

Кажется, все черемушкинцы так же уважают и ценят своего железного коня, день за днем вместе с ними спешащего на работу и обратно, украшают и принаряжают трамвайчик к Новому году и другим праздникам. Так, в прошлом году к Всемирному дню воды в рамках экологической акции «оБЕРЕГАй» добровольцы во главе с ребятами из Молодежного совета Саяно-Шушенской ГЭС украсили трамвай «водными» рисунками. Потом, правда, всю эту красоту пришлось закрасить, и трамвай снова стал выглядеть солидно и строго, но люди до сих пор с улыбкой вспоминают, как плясали по бортам любимого транспорта русалки и как сновали мелкие морские обитатели.

Трамвай, который можно считать одним из символов Черемушек, путешествует по рельсам, как рогатый челнок: туда-сюда. Путь его не особо длинен – каких-то пять километров, желающим выйти достаточно нажать кнопку, и водитель трамвая – все как положено! — высадит их на нужной остановке. Высадит, а сам поспешит на конечных «станциях» перебежать из кабины в кабину – и снова в путь. По Черемушкам – заснеженным или покрытым буйным цветом багульника, радостно-солнечным или задумчиво хмурящимся у подножья поросших лесом гор – каждый день разных, но непрерывно меняющихся к лучшему.