Командир шлюза Валя Петровна
Волга была судоходной всегда: с древности человек перевозил грузы сначала на лодках, плотах, потом на более крупных суденышках под парусом или с бурлаками, а в XIX веке уже сотни пароходов бороздили великую русскую реку.
Появление ГЭС на Волге и Каме образовало единую транспортную артерию, соединяющую два северных и три южных моря. Были сооружены речные порты и шлюзы в каскаде гидроузлов, возникли судоремонтные и судоотстойные затоны, и передвижение по Волге и, особенно, по её притокам, получило совершенно новые возможности.
Но есть на Волге участок, о котором транспортники вспоминают со вздохом – Городецкий шлюз. Древний город на высоком берегу встречает корабли не только резными ставнями, но и серьезными проблемами. Отсюда и до Нижнего Новгорода, вниз по течению, располагается единственный мелководный участок на реке. Причина понятна – непроектная отметка Чебоксарского водохранилища.
Иногда десятки судов стоят здесь на якоре, ожидая своей очереди на шлюзование. Срочные важные грузы, туристическая программа круиза — все замирает в ожидании. Пропуск нагруженных судов осуществляется в определенные часы – когда в соответствии с графиком увеличиваются расходы через Нижегородскую гидростанцию. А помните главный закон очереди: стоит лишь какой-то женщине возмутиться, поднять шум и все включаются в общую перепалку!
В нашем случае именно женщина исключает саму возможность такой ситуации, успокаивая суровых капитанов, по рации выстраивая суда, соблюдая четкий порядок. «Все торопятся, у всех расписание, обязательства, и бывает, эфир заметно накаляется. Потихоньку пытаешься все уладить, где словом ласковым, а где и характер твердый покажешь», — улыбается она, начальник вахты Валентина Петровна.
Валентину Петровну Свистунову — Валечку, Валю Петровну, как зовут ее коллеги и судовики, – знают по всей Волге. «Пятидесятый год пошел, как я на шлюзе, — смеется над нашим удивлением эта красивая, с открытым взглядом, уверенная в себе женщина. – Шестнадцать было, когда приехала работать в город из деревни, но на пропуск судов, конечно, меня не сразу поставили».
Начинала с подружкой в бригаде озеленения, потом окончила речное училище, уж очень хотела остаться на реке с настоящей профессией. Однако первое шлюзование ждало лишь через несколько лет. «Честно скажу – запомнила на всю жизнь, — признается Свистунова, — процесс назубок уже знала, но все равно колотило от такой ответственности, не раз холодный пот со лба вытирала».
Работа ювелирная, зазор между стенкой шлюза и бортом должен быть не меньше метра. А если сильный боковой ветер или заходят сразу два судна, тут нужен высший пилотаж тандема — капитана и диспетчера. «Валя Петровна всегда прекрасно с этим справляется, четко, — это уже хвалит начальник шлюза, — и меня научила, мы с ней в одной вахте почти 20 лет отработали».
Вахта – это почти семья. Двенадцать часов вместе, пусть через сутки или двое. «Зимой мы дежурим по одному и, не поверите, всегда плачу на первой вахте, непривычно быть одной. Люди у нас все хорошие, светлые, наверное, от красоты, которая вокруг, — улыбается Валентина, — Столько закатов, как мы здесь, не видел никто – медные, золотые, огненные… Каждый раз не похож на другой. Смотрю на эту красоту и думаю: какое же счастье выпало именно мне!».