Интернациональная вахта
Голубая мечта любого начальника большой гидростройки ― это новый подряд в момент, когда предыдущий проект реализован примерно на две трети. В советское время большие гидростанции строились одна за другой, и сплоченные и опытные коллективы гидростроителей плавно перетекали с одной гидростройки на другую. В 1976 году начальник «Зеягэсстроя» Алексей Шохин практически на свой страх и риск, завершая строительство Зейской ГЭС, отправлял передовые отряды на Бурею.
Забота о будущем куске хлеба? Да нет, просто все эти начальники огромных и очень специфичных в плане квалификации коллективов понимали, что разворот механизма стройки во многом зависит именно от «слётанности», «спетости», суммы компетенций, которыми обладает определенная группа людей.
В девяностые, когда долгое время не вводилось ни одной станции, такие коллективы распадались, люди разъезжались, покидали застывшие стройки. В 2000 году, когда было принято решение возобновить строительство Бурейской ГЭС, руководство столкнулось с настоящим кадровым голодом. Оставшихся гидростроителей собирали по всей стране: саянцы и тверичи, строители Зеи и Колымы, армяне и киргизы собирались под знаменами РАО «ЕЭС России», чтобы поднять советский долгострой, сделать его новой, передовой станцией. И сделали.
Казалось бы, вот он, сложившийся и спаянный коллектив, бери и строй новую, Нижне-Бурейскую станцию! Но решения вовремя нет, снова финансовые трудности и снова кадровые потери. И снова медленно и трудно идет формирование коллектива строителей. Начиная с Буреи, пришло понимание, что строительство капитальных поселков не очень оправданно, строить нужно вахтами, перемещая коллективы людей с определенной квалификацией с одной стройки на другую.
Вахтовые поселки должны обеспечивать работнику полный комфорт, но дом у строителя должен быть в том месте, где он хочет, его семья не должна быть ущемлена «временностью». Еще за пару лет до разворота работ на основных сооружениях НБГЭС началось строительство инфраструктурных объектов: вахтовые поселки, общежития ИТР, семейные общежития сегодня обеспечивают жильем каждого строителя.
Но тут оказалось, что местных кадров квалифицированных строителей не хватает. Может, сказывается конкуренция другой крупной стройки, которая ведется на территории Амурской области ― космодрома «Восточный». Поэтому квалифицированную рабочую силу пришлось искать и в своей стране, и за рубежом. И вахтовики приехали. Сегодня на стройплощадке, как на всесоюзных стройках социализма, полный интернационал. Кроме амурских специалистов, которых, безусловно, большинство, на стройке работают и жители других регионов России и даже сопредельных государств. Дагестанские мастера бетонных работ, завершившие сложнейшее строительство арочной Чиркейской ГЭС, сегодня трудятся на возведении водосливной плотины Нижне-Бурейской станции. Верхолазные работы успешно выполняют строители из Киргизии ― строительство Камбартинской ГЭС, где они получили высокую квалификацию, пока приостановлено.
Традиционно мастерски выполняют работы с диким камнем строители из Армении. Группа грузинских специалистов выполнила комплекс сложнейших буровых и бетонных работ по формированию противофильтрационного элемента перемычек котлована. Среди бетонщиков ― таджики с Нурека.
А вот и совершенно новое для России, но не для пограничной Амурской области, явление ― большая группа китайских строителей. ОАО «Восток-Сириус» построило на площадке два бетонных завода, которые обеспечат бесперебойную подачу бетона на крупные и сложные блоки станционного узла.
Все живут во вполне комфортных условиях, но, конечно, в долгие вахты скучают по дому. И, конечно, воспроизводят вокруг себя «кусочек дома». Знакомые лица, привычная пища, которую готовят по очереди, когда столовская очень уж отличается от традиционной. Что ж, условия для этого на стройплощадке Нижне-Бурейской ГЭС есть. Поэтому и работа спорится. И не за горами тот день, когда замаячит впереди новая стройка, и вахтовики найдут там применение своему бесценному опыту.